Как предупредить рак шейки матки
Согласно статистике, на сегодняшний день рак шейки матки и молочной железы продолжают оставаться одним из самых распространенных заболеваний среди женщин. А среди молодых россиянок смертность от этих форм рака и вовсе стала одной из основных причин смерти.
Согласно наблюдениям, причин этому может быть несколько. Во-первых, речь, скорее всего, идет об увеличении факторов риска. Во-вторых, совершенствуются диагностические и терапевтические возможности медицины. Современная программа скрининга позволяет врачам качественнее проводить обследование, лучше и раньше выявляя заболевания, в связи с чем растут вверх и показатели заболеваемости.
А низкие показатели в этой области, зафиксированные 15- 20 лет назад в России, можно объяснить отсутствием в то время обязательных скрининговых программ, а значит и низким выявлением данных форм онкологии у женщин. Кроме того, в некоторых случаях опухоли, диагностируемые на поздних стадиях, по разным причинам вообще не заносились в раковый реестр или регистрировались неправильно. Впрочем, даже в наши дни, остро стоит вопрос нехватки онкологических центров, профессиональных и опытных онкологов и даже необходимых лекарственных препаратов.
Еще одним фактором риска, является снижение уровня рождаемости в России. Именно с уменьшением количества рожденных детей связывают повышение риска развития рака молочной железы. К сожалению, факторов, провоцирующих развитие рака у женщин, значительно больше, но выяснить это на данный момент у ученых нет никакой возможности, так как объективной информации по России о том, как они действительно изменяются, нет.
Относительно рака шейки матки онкоэпидемиологи отмечают, что в последнее время его все чаще стали диагностировать у женщин репродуктивного возраста. Это напрямую связано с таким фактором риска, как вирус папилломы человека (ВПЧ), и чем больше в жизни женщины секса, тем выше этот риск.
Согласно наблюдениям медиков, 95-99% случаев заболеваний раком шейки матки связаны именно с данным вирусом, и 70% из них - с наличием двух онкогенных типов ВПЧ – 16-м и 18-м. Кстати, в России рост заболеваемости раком полового члена и анального канала тоже ассоциируется с ВПЧ. Возможно, это связано с ежегодным ростом распространения ВПЧ в стране.
Если уровень смертности от рака молочной железы постепенно снижается по всему миру и в России тоже (это связано с наличием эффективных методов лечения), то в отношении рака шейки матки картина не радует, так как в этом случае медицина пока не обладает нужным инструментарием для борьбы с этой формой онкологии.
На сегодняшний день основным способом снижения уровня смертности от рака шейки матки остается скрининг, а в последние годы – вакцинация от ВПЧ. Кроме того, и скрининг, и вакцинация способствуют не только снижению смертности, но и снижению уровня заболеваемости: посредством скрининга вовремя выявляются предраковые формы и при своевременном лечении рак вообще не возникает; а вакцинация позволяет устранить первопричину.
В наши дни вакцинацию проводят во всех развитых странах и ее включили в национальный календарь прививок. Однако с ее помощью медикам все равно не удастся достичь нужного результата: эффект можно ожидать не раньше чем через 10, а то и через 20-30 лет (речь идет о нынешних 12-14-летних девочках).
А нынешняя ситуация в России скорее напоминает ситуацию в странах, где еще не внедрены необходимые методы контроля (Восточная Европа, большинство стран Азии). Барчук обращает внимание еще на один немаловажный момент, напрямую связанный с эффективностью вакцинации: проводить вакцинацию после начала половой жизни практически не имеет смысла, так как в этом случае она уже не является методом контроля и теряет свою действенность.
Вполне закономерен вопрос: с какого возраста нужно проходить скрининг, как часто и какие исследования следует проводить. Вопрос не однозначный, так как в каждой стране существуют свои нормы. Например, в России такого рода исследования следует проводить раз в год, в других странах – реже; возраст для начала скрининга тоже везде разнится.
В этом вопросе существует ряд довольно непростых моментов. Для начала появление рака шейки матки должно быть спровоцировано занесением ВПЧ, и если это, например, произошло при первом половом контакте, то для возникновения злокачественной опухоли должны пройти годы и даже десятилетия.
Именно этот момент является поводом для дискуссии о том, что процедура скрининга в раннем возрасте вроде как неэффективна: мол, заболевание возникает редко, хотя, с другой стороны, в последнее время ситуация стала меняться. И тем не менее, по словам онкоэпидемиологов России практически все молодые женщины так или иначе инфицированы ВПЧ.
Вот только дело даже не в наличии или отсутствии инфекции как таковой, а в том, как долго она «держится» в тканях: чем дольше она там остается, тем выше риск развития шейки матки. Если наличие ВПЧ приводит к предраковым изменениям на шейке матки, то именно у молодых женщин намного выше вероятность того, что данное состояние постепенно исчезнет само по себе.
Вот только по результатам цитологического обследования медикам не удается выяснить, как и у кого так будет, поэтому врачи вынуждены поголовно лечить всех. В этом как раз и кроется основная дилемма, в связи с которой российский ученый выделяет несколько проблем.
Одна из них – редкое заболевание в молодом возрасте; другая – довольно трудно выяснить (в случае, выявления у женщин ВПЧ или предопухолевого состояния), приведет ли это в дальнейшем к опухоли или нет. Еще одна проблема – стоит ли вообще проводить всем вакцинацию с раннего возраста. Когда речь идет о том, что после 30 лет скрининг более или менее эффективен, хотя пользы от него все-таки больше, а вот до 30 лет в ситуации со скринингом все уже не так однозначно.
В том случае, когда скрининг выявляет предраковое состояние и его начинают лечить, это вполне может привести к осложнениям, способным в будущем отрицательно повлиять на ход беременности. А к 30 годам большинство женщин, став матерями, уже не планируют беременеть, поэтому лечение для них сопровождается меньшими рисками.
Согласно рекомендациям ВОЗ, скрининг лучше делать с 30 лет, если в стране своих рекомендаций по этому поводу не существует. Но так как в России в последнее время все чаще наблюдаются случаи заболеваний раком матки среди молодых женщин, то целесообразнее проводить скрининг, начиная с 25 лет.
Однако в рекомендациях учитывается только возраст женщины, так как учесть, в каком возрасте у каждой из них начинается половая жизнь ( у кого-то - с 15 лет, а у кого-то – только с 25) и количество партнеров (у одной – постоянный, а у другой их могут быть десятки), просто не реально. А ведь именно эти факторы и определяют разницу рисков.
Скрининг эффективен только тогда, когда он внедряется на уровне всей популяции. Например, в регионе, в котором проживает около миллиона человек, из общего количества отбирают женщин от 25 до 60 лет и предлагают проходить цитологическое обследование раз в 3-5 лет.
Однако для того, чтобы такого рода система начала четко работать, нужно решить ряд довольно сложных организационных вопросов. Для этого у всех 25-60-летних женщин нужно выяснить, когда началась их половая жизнь, сколько половых партнеров было у них; на всякий случай узнать, какие гормональные контрацептивы они используют и курят ли они. Увы, но даже при всем желании, провернуть подобное на уровне популяции, с точки зрения организации, невозможно.
В настоящее время, например, во многих странах обсуждается вопрос о внедрении программы скрининга легких на государственном уровне, несмотря на то, что это будет очень непросто, так как единственным фактором риска ранее считался только возраст, а сейчас, с учетом результатов последних исследований, добавился такой дополнительный фактор риска, как курение, который нельзя сбрасывать со счетов.
И тем не менее, есть довольно точные цифры заболеваемости и смертности от рака шейки матки в ранних возрастных группах. Кроме того, при помощи опросов можно определить средний возраст начала половой жизни у представительниц женского пола, что позволяет определить средний возраст, с которого лучше всего начинать процедуру скрининга. Однако лучше всего было бы подходить к этому вопросу индивидуально, когда каждая женщина будет обсуждать со своим гинекологом вопрос о том, с какого возраста ей лучше всего делать скрининг.
Кстати, здесь есть еще один немаловажный момент: с 25 лет можно проводить только цитологическое обследование, потому что тест на ВПЧ неэффективен для женщин моложе 30 лет, так как он выявляет много случаев носительства ВПЧ, который в большинстве не приводит ни к каким изменениям.
В процессе запуска общегосударственной программы скрининга специалисты обязательно должны обсуждать вопрос о том, какой именно тест для этого следует использовать, а не пускать на самотек процедуру запуска ВПЧ-тестирования. Медики должны четко осознавать, какие типы вируса нужно включить в тест и как это все правильно истолковывать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ИЗРАИЛЕ
- ВЕДУЩИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИЗРАИЛЯ
♦♦♦
БЛАГОДАРИМ, ЧТО ВЫ ДО КОНЦА ДОЧИТАЛИ НАШУ СТАТЬЮ. Возможно Вам будет интересно подписаться на нашу еженедельную рассылку "Рецепты здоровья мировой медицины" чтобы быть в курсе самых современных технологий мировой медицины по лечению, диагностике и профилактики в области гинекологии и акушерства, гастроэнтерологии, дерматологии, кардиологии, хирургии, пластической хирургии, стоматологии, офтальмологии, ортопедии и онкологии, а также здорового образа жизни. Кроме этого, все подписчики нашей рассылки имеют право на получение льгот при лечении и диагностике в Израиле. С перечнем льгот, Вы можете ознакомиться по этой ссылке.